Наверняка, многие слышали краем уха о скульптуре известного итальянца Микеланджело «Давид». Или даже краем глаза видели. Такой себе красивый мальчик с пращой на плече в греческом стиле. Может быть, даже знают о нем кое-что. Но одним из самых известных случаев в его жизни была одна история, которую я собираюсь рассказать. Весьма забавная история о том, что непобедимого силача убил камнем самодельной рогатки случайно выскочивший из толпы пастушок. Силача звали Голиаф, а пастушка — Давид. И у Тициана есть картина на эту тему. Слышали, знаете? Думаете, именно так все и было?
На самом деле все произошло вот как. Где-то в 3 веке до нашей эры на разбросанные по пустыне бедные еврейские племена нападали все, кому не лень было. Не упустили такой возможности и филистимляне — злобные воинствующие соседи, которых жаба давила по поводу умения, зажиточности и миролюбия иудеев. И вот однажды, во времена правления первого израильского царя Саула, филистимляне достали настолько, что началась война. Встали два войска на холмах друг против друга — филистимляне не хотят лезть в гору, а евреи в долину спускаться. Вышел тогда боец невидимого фронта Голиаф и крикнул зычным голосом: «А на кулачки слабо? Кто кого победит, тот тому и господином будет!»
А в это время пришел к старшим братьям Давид, пасший овец отца своего. Был он парень хоть куда: красавец, балагур, умен не по годам. К тому же игре на музыкальных инструментах обучен и сердце у него страха не знает. Посовещались умные евреи и решили — пусть Давидка идет. Стали на него доспехи прилаживать, а он смеется: «Ой, щекотно!» Потом сбросил их с себя и говорит: «Не привыкши мы к вашим новомодным штучкам-дрючкам. И, вообще, сами мы не местные, так что драться буду, как умею. Шекет (тихо), евреи!» Вышел он на середину, раскрутил пращу, да как запустит камень: прямо в лоб Голиафу попал! Грохнулся силач на землю, аж деревья вокруг задрожали. Бросились тогда филистимляне наутек, а иудеи быстренько на радостях давай Хаву нагилу плясать да Давидку чествовать!
Потом, как водится, взял его Саул к себе на службу главным богатырем и отдал в жены единственную дочь Мелхолу. Стал Давид народным героем, а царь втайне завидовал его славе и популярности. Решил он Давидку погубить: и в самые горячие точки его посылает, и киллеров нанимает. В общем, понял Давид — надо делать ноги. Под покровом ночи жена помогает ему слинять из дворца. Отважный воин становится бродягой и прячется в пещерах, как Али Баба какой-то. Но зла на царя-батюшку не держит и даже делает финт ушами: идет на службу к царю филистимлянскому Анхусу. Тот рассчитывает, что Давид будет ослаблять израильские племена — но плохо он знал израильтян! Давид, как настоящий еврейский партизан со своей молодой командой уничтожает племена, враждующие с израильтянами, а часть добычи пересылает старейшинам своего рода. Дальше все происходит с молниеносной быстротой: Анхус нападает на израильтян, Саул и его старший сын убиты, Давид бежит в Хеврон и колено Иуды назначает его любимым царем.
Заветной мечтой Давида было создание единого государства, но только убийство Иевосфея (сына Саула) побудило старейшин всех 12 колен израилевых просить Давида быть их царем. Как мудрый политик, он понял, что Хеврон не может оставаться столицей из-за своей принадлежности к племени Иуды. Царь выбирает небольшой придорожный городок Иевус, ставший впоследствии Иерусалимом, укрепляет и отстраивает его. Позже переносит сюда Ковчег Завета, главную иудейскую святыню, создает централизованный административный аппарат, реорганизовывает армию. Много еще прекрасного и ужасного совершает Давид за 40 лет (приблизительно 1005-965 годы до н.э.) своего правления Израилем. Но в памяти остается только его мудрость, отвага, проницательность и необыкновенно прекрасные псалмы.
Вы спросите: «А при чем здесь Башня?» Таки да, Башня возле Яффских ворот здесь вовсе ни при чем! Это первые жители столицы подумали: раз она такая огромная, нужно назвать ее именем царя! Но не того царя (Ирода), который ее построил, а того, кто стремился к единству всех бывших и будущих израильтян. Еще в ней находится Музей истории Иерусалима, экспонаты которого рассказывают о возникновении города, провозглашении его столицей, становления как центра трех мировых религий. Основные этапы развития от библейских времен до современных событий неповторимого в своем роде города во всем мире, представлены в разных залах. А с вершины можно еще раз взглянуть на Старый, но почему-то веками не стареющий, город в маленькой, но такой гордой стране…
|