Покрытие большинства дорог (не обязательно "наших", а там, где они нормальные) сделано из двух главных составляющих. Первая — это минеральные материалы, такие как измельченные породы и гравий, размеры которого колеблются, начиная с размера теннисного мячика и до мелкой крупы, фактически песка. Именно дороги выкладывают грубо-зернистым материалом.
Второй ингредиент — смеси битума. Липкое, черное вещество, которое остается после обработки неочищенной нефти. Измельченный камень важен, но держит его именно битум. Иногда его называют вискозно-эластичным материалом. Это означает, что он одновременно эластичен и достаточно твердый. В одном случае можно взять кусок битума и попробовать его растянуть, что с ним и произойдет. А во втором, взять другой кусок и попытаться ударить по нему, к примеру, молотком. Он разобьется на множество осколков.
Благодаря своей структуре битум идеально подходит для покрытия дорог. Проезжающие автомобили оказывают на него давление. Тогда битум сжимается, превращаясь в твердый материал. Однако при этом битум на грунте движется, повторяя все изгибы поверхности и приспосабливаясь к изменениям.
Если бы для покрытия дорог использовали только битум, машины бы вязли в нём. Но если смешать его с измельченным камнем, получится отличный твердый материал для покрытия дорог. Продукт, который образуется в результате соединения битума и камня, принято называть асфальтом. Именно асфальтирование дорог сегодня является основной технологией в дорожном строении.
Повредить асфальт очень сложно, ведь он очень крепкий и способен выдерживать большие нагрузки. Изначально асфальт водонепроницаем, только когда он стареет, вода может попадать в трещины и постепенно его разрушать. Также он огнеустойчив, но если нагреть битум до определенной температуры, он загорится, правда, речь идет про тысячи градусов.
Можно сказать, асфальт практически неуязвим, но самое опасное, что может случиться с асфальтом — это топливо. Ведь битум, также как и топливо, сделан методом обработки неочищенной нефти. Поэтому, когда на битум попадает топливо, оба нефтяных продукта пытаются вернуться к своему первичному состоянию. Ирония заключается в том, что, то самое топливо которое дает жизнь автомобилю, может разрушить ему дорогу.
|