Проводить
ли с детьми «уроки хороших манер»? Вовсе не обязательно. Главное —
что бы ни учился делать ребенок в своей жизни, он сразу должен учиться
выполнять любое дело хорошо, достойно, с учетом правил приличия и
вежливости.
Учится малыш самостоятельно есть — пусть сразу привыкает есть
аккуратно, красиво. Увы, то ли нехватка времени, то ли невнимание, то ли
наивный расчет на то, что «подрастет — научится», ведет к тому, что
ребенка бросают на произвол судьбы, не показывают ему — раз, другой,
третий, — как надо держать ложку, как есть котлету, а как макароны, как
пить чай, не прихлебывая... Ну а потом, спустя, быть может, годы,
сердятся: «Почему откусывает от целого куска мяса? Почему чавкает?
Почему со звоном размешивает сахар в стакане?». Если родители ну никак
не могут найти времени, чтобы заняться воспитанием ребенка (а такое
встречается нередко), то можно водить его в ближайший детский
центр, где ребенок сможет играть в развивающие игры со своими
сверстниками под присмотром педагогов.
Начинает малыш играть с другими детьми — пусть сразу приучается
говорить со сверстниками доброжелательно, приветливо, считаться с их
интересами. Порой мы чересчур уж рассчитываем на то, что дети в игре
сами уладят свои отношения. А потом удивляемся: почему он растет таким
вспыльчивым, агрессивным, не умеющим ладить с другими? Или напротив,
робким, не способным спокойно и твердо отстоять свои интересы? Мы не
приложили сил к тому, чтобы выработать у него навыки культурного общения
с другими людьми, и их место заняли навыки, сложившиеся стихийно, — не
лучшие навыки... И вот уже семена этих привычек всходят чертополохом
характера.
|